Tronix Tronix
Специальное предложение English version
Полнофункциональная СУБД  Oracle Standard Edition One  для малых и средних предприятий и для отделов крупных компаний по цене от 1074$, включая годовую поддержку.
футбольное обозрение новости винкс фея играть онлайн женский онлайн журнал мода получения онлайн кредита казахстан медицинский сайт про болезни новости тасс читать тут
Поиск
Навигация
Главная
Новости
О компании
Контакты
Продукты и услуги
Вакансии


Информ доска


Морской каталог-справочник



Besucherzahler most beautiful Russian and Ukrainian brides
счетчик посещений


GISMETEO.RU: погода в г. С.-Петербург


CNews.ru ::
    Интернет-издание о высоких технологиях

Главная arrow О компании arrow Публикации arrow Практические аспекты внедрения систем управления производством на российских предприятиях судостроен
Практические аспекты внедрения систем управления производством на российских предприятиях судостроен Версия для печати Отправить на e-mail
Новая статья "Практические аспекты внедрения систем управления производством на российских предприятиях судостроения", журнал "Флотэксперт" #1/2013 
    

Несмотря на бурный технический прогресс последних лет, цели и задачи руководства судостроительных предприятий, не изменились. Существует круг задач, без решения которых невозможно благополучное существование никакого предприятия. Во–первых: это обеспечение портфеля заказов. Во-вторых: обеспечение прибыльности бизнеса. Из этих двух главных задач вытекает необходимость владения полной и достоверной информацией о ходе выполнения заказов (сколько нужно финансовых, людских, временных ресурсов и вообще, и на определенных стадиях работ, достаточны ли имеющиеся складские запасы, и т.д. и т.п.). А вот способы достижения руководством своих целей постепенно меняются. Большая часть проблем, возникающих перед судостроительным предприятием порождена недостаточным качеством и несвоевременностью информации, возникающими при ручном или полу-ручном способе её обработки. Невозможность получить качественную и своевременную информацию порождает значительные трудности в управлении, и, как следствие, экономическую угрозу предприятию.

Перед руководством предприятий стоит вопрос выбора такой информационной системы (ИС), которая бы позволила повысить прибыльность бизнеса и конкурентоспособность; дала бы возможность эффективно управлять деятельностью предприятия и контролировать все её стороны, оперативно выявляя "узкие места"...


Подробнее читайте в журнале "Флотэксперт" #1/2013 на страницах 56-57.
 
_______________

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОЕНИЯ

 

Несмотря на бурный технический прогресс последних лет, цели и задачи руководства судостроительных предприятий, не изменились. Существует круг задач, без решения которых невозможно благополучное существование никакого предприятия. Во–первых: это обеспечение портфеля заказов. Во-вторых: обеспечение прибыльности бизнеса. Из этих двух главных задач вытекает необходимость владения полной и достоверной информацией о ходе выполнения заказов (сколько нужно финансовых, людских, временных ресурсов и вообще, и на определенных стадиях работ, достаточны ли имеющиеся складские запасы, и т.д. и т.п.). А вот способы достижения руководством своих целей постепенно меняются. Большая часть проблем, возникающих перед судостроительным предприятием порождена недостаточным качеством и несвоевременностью информации, возникающими при ручном или полу-ручном способе её обработки. Невозможность получить качественную и своевременную информацию порождает значительные трудности в управлении, и, как следствие, экономическую угрозу предприятию.

Перед руководством предприятий стоит вопрос выбора такой информационной системы (ИС), которая бы позволила повысить прибыльность бизнеса и конкурентоспособность; дала бы возможность эффективно управлять деятельностью предприятия и контролировать все её стороны, оперативно выявляя "узкие места".

 

Разрозненная, "лоскутная", автоматизация отдельных направлений деятельности в настоящий момент уже мало кого устраивает, хотя на практике превалирует. На наш взгляд отечественные промышленники должны стремиться к как можно более полной автоматизации производственного цикла, к комплексному решению, включающему интеграцию со специализированными системами автоматизированного проектирования, бухгалтерскими и финансовыми системами, узко-специализированным прикладным ПО. Несмотря на высокую стоимость интегрированных решений, понимание того, что действительно эффективным оказывается внедрение именно таких комплексов, должно стать всеобщим.

 

В настоящее время предприятиям судостроения предлагаются крупные системы класса ERP/PLM (Системы планирования ресурсов предприятия/поддержки жизненного цикла изделия) в основном западных разработчиков. Если верить обещаниям, стоит лишь внедрить подобную систему, и предприятие практически сразу станет конкурентоспособным, издержки сократятся, улучшится управляемость и прозрачность бизнеса. Имеющиеся данные о реальных внедрениях говорят, что, как правило, используются лишь отдельные функциональные модули систем для бухгалтерского учета, финансового планирования и подготовки отчетности, блоки, относящиеся к производству, используются крайне редко из-за трудности адаптации и внедрения.

Ввиду особой специфики судостроительного производства при внедрении крупной ERP/PLM системы на предприятии приходится решать огромное число организационных и технических задач, требуется перестройка бизнес-процессов предприятия, не говоря уже о перестройке ритма работы сотрудников, которые хотели бы работать по-старинке. Не менее важна финансовая составляющая. На полное внедрение западной ERP-системы нужны миллионы долларов. Кроме этого внедрение требует значительных трудовых и временных затрат, а экономический эффект от внедрения будет достигнут далеко не мгновенно (процесс от начала работ по внедрению до промышленной эксплуатации может занимать несколько лет). Помимо решения актуальных проблем, на предприятии постоянно идет работа над "вечными" задачами, связанными с эффективностью работы подразделений, сокращением издержек и повышением скорости обработки информации.

Еще одной особенностью промышленных предприятий, усложняющей успешное внедрение ИС, является использование унаследованных систем, часто собственной разработки, предназначенных для решения локальных задач, чаще всего – финансов и бухгалтерии, складского учета, САПР, закупок.

 

Примером российской информационной системы для судостроения является наша комплексная информационная система "Троникс", разработанная отечественными специалистами-корабелами и поддерживающая все этапы жизненного цикла корабля (судна), а также обмен электронной информацией между организациями-проектантами, строителями и эксплуатантами.

Все модули «Троникс» работают с единой базой данных и способны обеспечить всё предприятие достоверной и оперативной информацией, необходимой для правильной организации производства.

В системе реализовано сквозное накопление и передача информации: информация, возникающая на стадии проектирования (или приема данных от проектанта), по мере обработки ее службами завода-строителя, "обрастает" конструкторской, технологической, плановой, логистической информацией. В результате в производство поступает полностью описанная работа, с реально запланированными сроками, реальным, лежащим на складе, материальным обеспечением. Сохраняется информация о том, что, когда и из чего было сделано, сохраняются все выполненные технологические процессы, которые могут быть повторены на серии, при ремонте, поставках ЗИП собственного изготовления и т.п. Информация, получаемая от подразделений предприятия, производящих отдельные работы, формирует общую потребность в ТМЦ, которая редактируется службами снабжения в соответствии с реальным состоянием складских запасов. После чего формируется план закупок недостающих ТМЦ. Параллельно подразделения формируют план производства, на основании которого с помощью электронных требований на отгрузку осуществляется отпуск ТМЦ на производство.

 

Целью внедрения «Троникс» является повышение качества и снижение сроков подготовки производства за счет организации единой системы сбора, хранения и обработки конструкторской и технологической информации, автоматизированного решения задач ТПП (технологической подготовки производства), расчета потребностей в ТМЦ, планирования производства и снабжения.

Стандартное внедрение ИС на судостроительном производстве проходит в несколько стадий: анализ существующих бизнес-процессов, установка системы, адаптация ее в соответствии с утверждёнными бизнес-процессами, тестирование и ввод в опытную эксплуатацию, обучение персонала, запуск в промышленную эксплуатацию. В среднем процесс внедрения занимает от полу-года до двух лет. Конечно, внедрить систему такого класса можно и за два месяца, приобрести новую технику, установить на каждом рабочем месте соответствующее ПО и, теоретически, все готово к работе. Но предприятие не сможет так быстро самостоятельно адаптироваться к новой форме работы. Необходим постепенный перевод бизнес-процессов на новый уровень. Необходимо четко определить, может ли каждый конкретный бизнес-процесс быть повторен в системе. Если возникают какие-либо проблемы при реализации процессов, нужно решать – вносить ли в него изменения и, если да, то какие; либо настраивать и адаптировать программные модули, что в любом случае влечет за собой проведение необходимых организационных и технический действий.

При внедрении ИС специалистам ИТ-департамента приходится сталкиваться с одной существенной проблемой: часть предполагаемых пользователей имеет минимальные навыки работы с компьютером, либо вообще не имеет таковых, а средний возраст пользователей приближается к 45 годам. Поэтому мы дополнительно разрабатываем программы обучения работе в системе для начинающих пользователей.

Осознавая практическую пользу от высокотехнологичных решений и вкладывая средства в ИТ, заказчики хотят видеть конкретную отдачу от инвестиций. В основном, эту отдачу ищут не столько в денежном выражении, сколько в появлении новых возможностей оптимизировать производственный процесс, повысить качество подготовки производства, высвободить ресурсы, увеличить достоверность данных о потребностях, что гарантирует более точный расчет себестоимости, снижение складских остатков и т.д. Однако наш опыт внедрения КИС «Троникс» даёт нам возможность финансово оценить снижение трудозатрат на стадии конструкторско-технологической подготовки производства. Снижение трудоёмкости разработки контрукторско-технологической документации на одну ПУЕ (планово-учётную единицу) с использованием КИС «Троникс» по экспертным оценкам составляет от 1-го до 16-ти человеко-часов в зависимости от сложности. Если на предприятии в рамках конструкторско-технологической подготовки производства заказа разрабатывается тысяча ПУЕ, то экономия составляет минимум – 1000 человеко-часов. Умножив эту цифру на себестоимость человеко-часа на предприятии, получим реальную экономию в рублях. По нашим расчётам, к примеру, на Морском Заводе «Алмаз» (СПб.) среднегодовой эффект использования КИС «Троникс» составляет как минимум 20 миллионов рублей.

 

Стоит заметить, что никакая информационная система не будет панацеей от всех проблем предприятия. К сожалению (чаще всего, в силу различных объективных и субъективных причин), новые идеи по внедрению информационных технологий могут быть сведены «на нет» типичными ошибками:

· Решением отдельных, локальных задач подразделений и даже отдельных исполнителей;

· Попытками внедрить новые технологии в старые бизнес-процессы без реорганизации последних;

· При нарушении, с точки зрения движения информации, принципа единоначалия, отсутствии четкой субординации подразделений и сотрудников, запутанности информационных потоков, когда маршруты прохождения документов содержат циклы и "вилки";

· Самоустранением первых лиц предприятия от участия в процессе внедрения, и, как следствие, размыванием целей и задач и преобладанием в конечном итоге интересов одного или нескольких подразделений;

· Так называемым "точечным" финансированием в целях сиюминутной экономии.

 

В заключение отметим, что пока, за исключением флагманов отечественного судостроения, судостроительные предприятия не используют корпоративных систем, считая полноценную автоматизацию делом дорогим и не вполне оправданным, и ограничиваются в лучшем случае автоматизацией бухгалтерии, проектирования и коммерческой части документооборота. Однако в среде судостроителей зреет осознание необходимости скорейшего повышения собственной конкурентоспособности, которое немыслимо без комплексной автоматизации. И здесь у нас - российских производителей ПО, есть отличная возможность "подвинуть" мировых китов ERP/PLM-систем и занять на этом рынке главенствующее положение.

 

 

АНХИМОВ А.В., директор ООО "Три Троникс Технолоджи"

Санкт-Петербург 2007. Все права защищены.