Статья директора нашей компании Анхимова А.В. "Построение корпоративных информационных систем в судостроении", журнал "Корабел" #3/2012
Судостроение - сложное проектное производство. Цикл постройки одного корабля (судна) может достигать нескольких лет. В процесс постройки вовлекаются десятки и сотни различных организаций из разных городов и стран, сотни и тысячи людей. Как правило, строительство головных заказов начинается в отсутствие полностью готового проекта. Финансовая, техническая и кадровая обеспеченность большинства судостроительных предприятий далека от идеальной. Из вышесказанного можно сделать вывод о ключевых особенностях судостроительного производства, существенно осложняющих задачу его автоматизации...
Подробнее читайте в журнале "Корабел" #3/2012 на странице 74. _______________
Построение корпоративных информационных систем в
судостроении
Судостроение -
сложное проектное производство. Цикл постройки одного корабля (судна) может
достигать нескольких лет. В процесс постройки вовлекаются десятки и сотни
различных организаций из разных городов и стран и сотни и тысячи людей. Как
правило, строительство головных заказов начинается в отсутствие полностью
готового проекта. Финансовая, техническая и кадровая обеспеченность большинства
судостроительных предприятий далека от идеальной. Из вышесказанного можно
сделать вывод о ключевых особенностях судостроительного производства,
существенно осложняющих задачу его автоматизации:
- необходимость управления очень объёмными и
изменчивыми конструкторскими и технологическими данными (КТД), рождающимися на
этапе проектирования и используемыми в дальнейшем на всём протяжении жизненного
цикла судна. На основе КТД в различных подразделениях предприятия, а главное –
на производстве, возникают новые информационные потоки, которые нужно
синхронизировать и которыми необходимо правильно и эффективно управлять;
- сложность межцеховой и межведомственной кооперации, обилие
огромного количества организационных вопросов;
- как правило, наличие нескольких параллельных
проектов;
- неготовность к трате значительных сумм на проекты
по автоматизации;
- отсутствие хороших IT и других специалистов.
Как видим, перед
руководством судостроительных предприятий остро стоит вопрос построения такой
корпоративной информационной системы (КИС), которая, удовлетворяя всем особым
отраслевым требованиям и ограничениям, позволила бы эффективно управлять
работой предприятия и контролировать все стороны его деятельности, оперативно
выявляя "узкие места" и помогая принимать обоснованные и правильные решения.
В реальных
российских условиях ни одно судостроительное предприятие или даже корпорация не
может получить готовую единую корпоративную систему, отвечающую требованиям к полноценным
ERP-системам. Хотя постоянно
упорные попытки найти такое чудо то тут, то там возникают… Попытаемся объяснить,
почему это с нашей точки зрения невозможно.
1. В работе судостроительного предприятия задействованы
принципиально различные программные продукты, каждый из которых выполняет свою
особую задачу: системы PDM;
САПР; бухгалтерского, финансового, кадрового, складского учёта; управления
проектами; АСУП; закупок; CRM
и другие.
2. Кроме этого различные предприятия используют различное
ПО, сообразное выполняемым задачам. Стандартизировать это ПО или сделать, к
примеру, одну универсальную САПР невозможно.
3. Готовой универсальной ERP-системы для отечественного
судостроения нет.
4. Делать единую систему класса ERP, управляющую одновременно
инженерными данными, проектами, складом и финансами и пр. на базе предложений
западных вендоров (SAP R3, AVEVA MARS, Oracle E-Business Suite,
Microsoft Dynamics и пр.) очень долго и чрезмерно затратно.
Отечественные производители (1С, Галактика, Bitec и пр.) не имеют
конкурентоспособных предложений, практически «не проигрывая» западным ни в цене,
ни в сроках, зато очевидно проигрывая в производительности и функционале! Да и
специалистов, способных обслуживать такую систему, даже если она вдруг будет чудесным
образом создана, в природе пока нет.
Наш
многолетний опыт работы с предприятиями судостроения позволяет предложить
жизнеспособную и более чем конкурентоспособную модель построения КИС для
отрасли в целом. Эта модель с незначительными вариациями используется всеми
ведущими отечественными судостроителями.
Как видно из
приводимого рисунка, КИС современного судостроительного предприятия
представляет собой совокупность интегрированных программных модулей и/или
различных систем. Так в качестве PDM-системы может использоваться Foran,
SmartTeam, Лоцман:PLM, AVEVA
Engineering, Tronix PDM.
В качестве САПР -
AutoCAD, Tribon, ShipConstructor,
SolidWorks, ProEngineer и пр. В качестве
финансово-бухгалтерской системы – 1С, Галактика, Компас, BAAN и пр. В качестве системы управления
проектами- MS Project,
Primavera, Tronix PM. Зато в выборе системы MRP-II и CAM подобного разнообразия нет. На
известных нам предприятиях используется либо собственное ПО (Адмиралтейские
верфи, Севмаш, БЗ), либо Tronix MRP/Tronix CAM (Северная Верфь, МЗ
«Алмаз», Ярославский СЗ, Хабаровский СЗ). Единое информационное пространство
предприятия, которое и является настоящей ERP-системой, формируется на базе общего хранилища данных с
помощью механизма обмена необходимыми данными между составными частями системы.
При этом специфические инженерные данные не передаются, к примеру, в систему
бухгалтерского учёта, а финансовые данные не грузят в систему подготовки
производства или в САПР.
Предлагаемая
модель хороша тем, что позволяет решать все вопросы управления судостроительным
предприятием на самом современном уровне в едином информационном пространстве,
используя развитый функционал готовых решений лучших ведущих производителей ПО,
каждого – в своей области.
Александр Анхимов,
директор.
ООО «Три Троникс Технолоджи»
199106,
Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 86, офис 377-А.
Тел./факс +7 (812) 677-5101
Тел. +7 (901) 305-0011
E-mail: info@tronix.ru
www.tronix.ru
|