Tronix Tronix
Специальное предложение English version
Аппаратно-программный комплекс  Quick KARE  для конструкторских бюро, электромонтажных и судостроительных предприятий по цене 15000$, включая годовую поддержку.
футбольное обозрение новости винкс фея играть онлайн женский онлайн журнал мода получения онлайн кредита казахстан медицинский сайт про болезни новости тасс читать тут
Поиск
Навигация
Главная
Новости
О компании
Контакты
Продукты и услуги
Вакансии


Информ доска


Морской каталог-справочник



Besucherzahler most beautiful Russian and Ukrainian brides
счетчик посещений


GISMETEO.RU: погода в г. С.-Петербург


CNews.ru ::
    Интернет-издание о высоких технологиях

Главная arrow О компании arrow Публикации arrow Опыт внедрения информационных Систем на предприятиях судостроения
Версия для печати Отправить на e-mail
Опыт внедрения информационных систем на предприятиях судостроения REM, #3/2007

Сегодня, судостроительные предприятия ищут пути повышения своей конкурентоспособности как на мировом, так и на внутреннем рынке. Именно поэтому в последнее время они начинают более тщательно подходить к выбору информационных решений. Если раньше внедрение информационных технологий (ИТ) ограничивалось локальными  задачами (автоматизация бухгалтерии, финансов, отдела кадров ), то сейчас к информационным технологиям  прибегают уже как к инструментарию для повышения эффективности бизнеса и, в конечном итоге, конкурентоспособности. Благодаря современным технологиям становится возможным эффективное управление деятельностью предприятия, позволяющее контролировать все стороны деятельности предприятия, оперативно выявлять "узкие места".
    Цели руководства судостроительных предприятий мало изменились с появлением новых информационных технологий. На всех без исключения предприятиях у высшего руководства есть круг задач, без решения которых невозможно благополучное существование предприятия. Каковы же они? Во–первых: это обеспечение портфеля заказов. Во-вторых: обеспечение прибыльности бизнеса, и в-третьих, что вытекает из первых двух задач: необходимость владения полной и достоверной информацией о ходе выполнения заказов (сколько нужно разнообразных финансовых, людских, временных ресурсов вообще и на определенных стадиях работ, достаточны ли имеющиеся складские запасы, и т.д.). Однако способы достижения руководством своих целей должны кардинально измениться, поскольку проблемы, возникающие перед судостроительным предприятием порождены, прежде всего, недостаточным качеством и своевременностью информации, возникающей при ручном или полу-ручном способе обработки данных. Неспособность получить качественную и своевременную информацию порождает трудности в управлении, т.е. угрозу предприятию.

   Современные условия развития бизнеса диктуют свои требования производственным предприятиям всех отраслей. Разрозненная, "лоскутная" автоматизация различных направлений деятельности в настоящий момент уже мало кого устраивает. Отечественные промышленники стремятся к полной автоматизации производственного цикла, то есть к комплексному решению, включающему интеграцию со специализированными системами автоматизированного проектирования. Несмотря на высокую стоимость интегрированных решений, понимание того, что действительно эффективным оказывается внедрение именно таких комплексов, сейчас становиться всеобщим.

  Вкладывая значительные средства в информационные технологии, в полной мере осознавая практическую пользу от высокотехнологичных решений, заказчики хотят видеть отдачу от инвестиций в более конкретном выражении. Как известно, методов оценки эффективности внедрения ИТ-решений пока не так много, и в основном, отдачу от инвестиций ищут не столько в денежном выражении, сколько в появлении новых возможностей оптимизировать производственный процесс, повысить качество подготовки производства, высвободить ресурсы, увеличить достоверность данных о потребностях производства, что гарантирует более точный расчет себестоимости, снижение складских остатков и т.д.

   Сегодня судостроителям все чаще предлагают использование современных информационных технологий (в основном - западных систем) в виде систем класса ERP/PLM (Cистем для планирования ресурсов предприятия/поддержки жизненного цикла изделия).

   Если верить обещаниям вендоров и бизнес-интеграторов, стоит лишь внедрить подобную систему, и предприятие практически сразу станет конкурентоспособным, издержки сократятся, улучшится управляемость и прозрачность бизнеса, и, в результате, вырастет капитализация. Разумеется, любой руководитель предприятия стремится к тому, чтобы в любой момент времени владеть полной и достоверной информацией о ходе выполнения заказов. Данные о внедрениях говорят, что зачастую используются отдельные функционалы систем для бухгалтерского учета, финансового планирования и подготовки отчетности, блоки же MRP (планирование материальных потребностей) и MRPII (планирование производственных ресурсов) используются редко.

       Почему это происходит?
Ввиду специфики производства, при внедрении крупной системы класса ERP/PLM  на предприятии судостроения приходится решать огромное число организационных и технических задач, требуется перестройка бизнес-процессов предприятия, не говоря уже о перестройке ритма работы сотрудников, которые хотят работать "как привыкли". Не менее важна финансовая составляющая: по результатам аналитических исследований внедрение ИТ-решения требует значительных трудовых и временных затрат, а экономический эффект от внедрения будет достигнут не сразу.

    Помимо решения актуальных проблем, на предприятии постоянно идет работа над "вечными" задачами, связанными с эффективностью работы подразделений, сокращением издержек и повышением скорости обработки информации.

    Если информационные потоки на предприятии запутанны, маршруты прохождения документов содержат циклы и «вилки», нарушен принцип единоначалия и отсутствует четкая субординация подразделений и сотрудников, то даже самая мощная и современная ERP/PLM система не сможет выправить ситуацию. Кроме этого, прямой перенос бизнес-процессов на уровень ERP/PLM системы существенно увеличит бюджет и сроки проекта внедрения.

   Как показывает практика, внедрение западных систем на российском рынке сталкивается с рядом трудностей из-за низкого уровня интеграции с российскими информационными системами и технологиями, мизерной степенью локализации и с огромной стоимостью западных систем. Также, ни одна западная ERP/PLM система не представляет собой полностью завершенную систему управления, а является средством создания конкретных систем. Еще одной особенностью российского рынка, препятствующей успешному внедрению западных систем, является большое количество предприятий, использующих унаследованные системы (часто собственной разработки и предназначенные преимущественно для решения задач бухгалтерии и складского учета). Стоит также отметить, что многие ведущие ERP-системы разрабатывались изначально для управления финансовой деятельностью, а для судостроения необходима система, ориентированная на ведение проектов.

    Примером успешного внедрения российской информационной системы в судостроении является функционирование комплексной информационной системы "Tronix" на таких предприятиях как Судостроительный завод "Северная верфь", Санкт-Петербург, Морской Завод "Алмаз", Санкт-Петербург, "Балтийский завод", Санкт-Петербург (внедрен модуль конструкторской подготовки производства), Невское проектно-конструкторское бюро, Санкт-Петербург (используются Tronix-PDM и Tronix-CAD).

      Система Tronix создана российскими специалистами – корабелами. Для эффективного проектирования, строительства и эксплуатации кораблей и судов, требуется современная информационная система, обеспечивающая поддержку всех этапов жизненного цикла корабля (судна) и передачу информации между организациями-проектантами, строителями и эксплуатантами в электронном виде. Именно такой системой задумывался, был создан и продолжает развиваться Tronix. Tronix – единственный в Российском судостроении интегрированный комплекс приложений, предназначенных для проектирования, строительства и поддержки эксплуатации кораблей и судов.

      Tronix можно разделить на функциональные блоки:
  • Tronix PDM - приложения предназначенные для хранения и обработки всей информации, описывающей корабль (структура отсеков, помещения, документы, компоненты, состав изделий собственного изготовления).
  • Tronix CAD - приложения для проектирования различных подсистем корабля и создания конструкторских спецификаций (по корпусу, системам, оборудованию, электрике и т.д.). и других проектных документов на основе узловых методов описания конструкции.
  • Tronix CAM - комплекс приложений обеспечивающий технологическую подготовку производства на базе конструкторской информации. Из электронных описаний технологий производства в автоматическом и полуавтоматическом режимах производятся расчеты трудоемкости, используемых материальных и трудовых ресурсов, под каждую работу, как стапельного, так и машиностроительных производств. Формируется весь необходимый перечень технологической документации.
  • Tronix MRP II - модули системы, обеспечивающие автоматические расчеты графиков производства (включая многопроектные), расчет потребностей в материальных и трудовых ресурсах на любую перспективу, управление закупками, складской учет, выдачу и списание ресурсов на выполненные работы.

  Все модули Tronix работают с единой базой данных и способны обеспечить предприятие достоверной и оперативной информацией, необходимой для правильной организации производства.

   В системе Tronix реализовано сквозное накопление и передача информации: информация, возникающая на стадии проектирования (или приема данных от проектанта), по мере обработки ее службами завода-строителя, «обрастает» конструкторской, технологической, плановой, логистической информацией. В результате в производство поступает полностью описанная работа, с реально запланированными сроками, реальным, лежащим на складе, материальным обеспечением. Сохраняется информация о том, что, когда и из чего было сделано, сохраняются все выполненные технологические процессы, которые могут быть повторены при ремонте, поставках ЗИП собственного изготовления и  т.п. Информация, получаемая от подразделений предприятия, производящих отдельные работы, формирует общую потребность в ТМЦ, которая редактируется службами снабжения в соответствии с реальным состоянием складских запасов. После чего формируется план закупок недостающих ТМЦ. Параллельно подразделения формируют план производства, на основании которого с помощью электронных требований на отгрузку осуществляется отпуск ТМЦ на производство.

   Внедрение системы на судостроительных производствах проходит в несколько стадий: анализ существующих бизнес-процессов предприятия, установка системы и адаптация ее в соответствии с бизнес-процессами, тестирование и ввод в опытную эксплуатацию, обучение персонала, запуск в промышленную эксплуатацию. В среднем, процесс полного внедрения занимает около двух лет. Конечно, внедрить систему такого класса можно и за два месяца: приобрести новую технику, установить на каждом рабочем месте соответствующее программное обеспечение и, теоретически, все готово к работе. Но само предприятие не сможет адаптироваться к новой форме работы за столь короткое время, необходим постепенный перевод каждого бизнес-процесса на новый уровень. Необходимо четко определить, может ли каждый конкретный бизнес-процесс быть повторен в системе. Если возникают какие-либо проблемы при реализации процессов, то надо решать – вносить ли в него изменения и, если да, то какие, либо настраивать и адаптировать программные модули, что в любом случае влечет за собой проведение соответствующих организационных и технический действий.

    При внедрении системы специалистам ИТ-департамента приходится сталкиваться с одной существенной проблемой: большинство предполагаемых пользователей имеет минимальные навыки работы с компьютером, либо вообще не имеет таковых, а средний возраст пользователей приближается к 45 годам. Поэтому, дополнительно приходится разрабатывать программу обучения работы в системе для начинающих пользователей.

   В процессе внедрения "Tronix" на различных предприятиях была реализована интеграция с CAD-системами "Tribon-Tronix", "Foran-Tronix", "AutoCAD-Tronix", с PLM-системой "PDM STEP Suite". Также, в "Tronix" реализовано взаимодействие с существующими бухгалтерскими, планово-экономическими, кадровыми системами (1С, Компас).

    Целью внедрения системы Tronix являлось и является повышение качества и снижение сроков подготовки производства за счет организации единой системы сбора, хранения и обработки конструкторской и технологической информации, автоматизированного решения задач ТПП (технологической подготовки производства), расчета потребностей в ТМЦ (товарно-материальных ценностях), планирования производства и снабжения.

        Стоит, правда, отметить, что никакая информационная система не будет панацеей от всех проблем предприятия. К сожалению, чаще всего в силу различных объективных и субъективных причин новые идеи по внедрению информационных технологий могут быть «сведены на нет» типичными ошибками:
  • Решением отдельных, локальных задач подразделений и даже отдельных исполнителей (т.н. «лоскутной» автоматизацией);
  • Попытками внедрить новые технологии в старые бизнес-процессы без коренной реорганизации последних;
  • Самоустранением первых лиц предприятия от участия в процессе внедрения, и, как следствие, размыванием целей и задач и преобладанием в конечном итоге интересов одного или нескольких подразделений;
  • Так называемым «точечным» финансированием в целях сиюминутной экономии.

  В заключение надо отметить, что в основном, за исключением флагманов отечественного судостроения, судостроительные предприятия не используют никаких корпоративных систем, считая полноценную автоматизацию делом очень дорогим и не вполне оправданным, и ограничиваются в лучшем случае автоматизацией бухгалтерии, проектирования и коммерческой части документооборота. Затраты на внедрение «тяжелых» систем сопоставимы с затратами на промышленное оборудование, но если использование оборудования дает прямой экономический эффект, который проявляется сразу и обеспечивает, собственно, существование предприятия, то отдача от ERP/PLM системы начинает проявляться примерно через год, и к тому же косвенным образом. А затраты времени на внедрение сопоставимы со временем развертывания нового производства. Однако в среде средних и мелких судостроителей созревает осознание необходимости повышения своей конкурентоспособности, которая немыслима без комплексной автоматизации. И здесь у российских производителей ПО есть отличная возможность «подвинуть» мировых китов ERP/PLM-систем и завоевать ощутимую долю этого рынка.


       Нач. бюро программирования ООО «Три Троникс Технолоджи» Ларионова Д.Г.
       Директор ООО «Три Троникс Технолоджи» Анхимов А.В.

Санкт-Петербург 2007. Все права защищены.